Дошкольное детство – важный период в воспитании культурного человека.
К сожалению, в жизни, мы часто наблюдаем недостаток в воспитании культуры поведения
как у взрослых, так и у детей.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое видеть и понять. Уже потому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие произносит первые слова, как садится, ест, держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.

Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю, самокритике. С честными, благородными, верными данному слову, уважающих других, радушными и гостеприимными людьми всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно.

Задача педагогов состоит в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний и представлений об этических правилах и умения ими пользоваться.

Правила этики – это правила взаимоотношения людей друг к другу. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Но иногда и взрослый человек ведёт себя недостойным образом, не соблюдая никаких норм поведения – это следствие того, что в детском возрасте ему не смогли объяснить, что такое культура поведения. Это ошибка не только родителей, но и педагогов.

Поэтому, начинать прививать навыки культурного поведения детям с младшего дошкольного возраста. (В виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказании им помощи, приветливых форм общения и т.п.), а в старшем дошкольном возрасте нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах каждого ребёнка. Существуют множество различных методов, приёмов средств воспитания и обучения их.

Каковы же пути и средства воспитания у детей дошкольного возраста культуры общения, и с какого момента целесообразно начинать эту работу.

Воспитание культуры поведения начинается, когда ещё ребёнок не появился на свет. Он слышит голос матери, отца. И если родители дружелюбно общаются между собой, ласково поглаживают по животику будущего малыша, и разговаривают со своим малышом, ведут здоровый образ жизни – всё это является предпосылками для воспитания человека с высокой культурой поведения.

После рождения ребёнок также нуждается в постоянной ласке, в общении. Родители воспитывают своего малыша своим поведением, заботой и любовью. Если же в семье постоянные ссоры, грубые отношения между супругами, драки. У детей, воспитывающихся в таких семьях страх вытесняет все чувства – доброту, любовь, сострадание, и, конечно же, таким детям, в дальнейшем привить культуру поведения бывает очень сложно, они становятся агрессивными, легко возбудимыми. Такие дети ищут любовь ласку на улице. И они там её находят. Детям, выросших в неблагополучных семьях, очень сложно общаться с другими детьми, особенно тогда, когда они приходят в детский садик.

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима дня. (Всё делать вовремя, согласованно с другими детьми); с самообслуживания и гигиеническими требованиями (самостоятельно есть, раздеваться и одеваться и др.). Усваивая необходимые навыки, ребёнок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты, опрятности, поведением за столом, с правилами общения со сверстниками. По мере взросления ребёнка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Педагоги знакомят с правилами: «как вести себя на непосредственной образовательной деятельности», «Как вести себя на улице?», «Соблюдать правила пешехода», «Как вести себя, разговаривая со взрослыми», «Правила вежливости». Нужно научить детей здороваться при встрече, вежливо обращаться друг к другу и взрослым за помощью, благодарить за услугу, извиняться за предоставленное неудобство. Если соблюдать эти правила и повторять их ежедневно, то из обязательных они превращаются в привычные. Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных и в специально создаваемых ситуациях. Использовать различные поручения, задания, игры. Давая задание ребёнку, воспитателю необходимо научить его, или напомнить, как общаться с просьбой, попросить что-нибудь, выразить признательность за услугу. Когда ребёнок выполнит поручение, можно его спросить, как он это делал, и какие чувства он при этом испытывал. Чем младше ребёнок, тем чаще взрослые напоминают ему: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи», «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьём рук?» Детям старшего дошкольного возраста напоминать об этом нужно реже. Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, требования иногда не доходят до них. В таких случаях необходимо проводить беседы по сюжетным картинкам, использовать потешки: «Водичка-водичка...», «Расти коса до пояса...», народные песенки: «Солнышко-вёдрышко», «Дождик-дождик», «Божья коровка» и т.д.

Для дошкольников очень действенным является преподнесение правил поведения игрой. В играх легче усваиваются понятия, приобретённые навыки. Дидактические игры: «Назови себя», «Позови ласково», «Моя любимая игрушка» - воспитывают в детях нежность, бережное отношение к игрушкам. Такие подвижные игры: «Лохматый пёс», «Зайка в гости собирается», «Хитрая лиса», «Самолёты», «Волк во рву» - учат детей уважать друг друга, развивают выдержку, умение действовать и подчинять себя коллективу. Воспитывают эмоционально-волевую сферу. Воспитанию культуры поведения, привития детям правил хорошего тона рекомендуются сюжетно-ролевые игры: «Уложи куклу спать», «Кукла обедает», «Шофёры», «Больница», «В парикмахерской»; Игры-драматизации, игры-инсценировки: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Курочка - Ряба» и по другим произведениям. На каждой непосредственной образовательной деятельности так же необходимо знакомить детей с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения, учить видеть свои недостатки и сверстников, уметь устранять их. Воспитывать любовь и уважительное отношение к людям, воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, ко всему что нас окружает. Использование музыкального, фольклорного материала позволит учебно-образовательной деятельности быть более интересной, содержательной и познавательной. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Волшебное воздействие оказывают на детей такие произведения как: «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковского, «На горке» Н. Носова, «Синяя чашка» Карасёвой и др. Используются юмористические рассказы А. Барто: «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая». В устном народном творчестве также заложена народная этика, мудрость. Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялась доброта, честность, верность и любовь к ближним. В таких сказках как «Федорино горе», «Мойдодыр» - К.Чуковского, дети сами оценивают ситуацию и причины случившегося. Отрицательно и положительно относятся к определённым героям. Хорошо воздействуют на ребёнка шутки, прибаутки, загадки, пословицы. «Когда я ем, то глух и нем»; «Скучен день до вечера, когда делать нечего»; «Без труда, не вынешь рыбку из пруда» и др. Детям старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых (не сори на пол); к покою (нельзя громко разговаривать). Детям старшего дошкольного возраста взрослые обязаны объяснить почему неприлично на улице кричать, толкаться, загораживать тротуар, бегать – это доставляет людям неудобство. Дети воспринимают правила поведения осознанно тогда, когда взрослые обосновывают их. «Не пачкай скамейку, на неё будут садиться люди» и т. п.

Психологической особенностью дошкольников является стремление к подражанию. И воспитатели и все взрослые широко используют, формируя положительное поведение ребёнка личный пример и пример друзей. Сила примера в его наглядности и конкретности. Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, проявлять в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил. Их надо поощрять добрым словом для преодоления робости, капризные и упрямые лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку. Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками. Руководство поведением детей должно сочетаться с представлением им самостоятельности. Когда они овладеют правилами поведения, хорошего тона, то будут вести себя так, как их учили, ив отсутствии взрослого.