Богатейшим материалом, основой для игр, формирующих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешек особенно ценно для детей до 4-х лет. Простая рифма, напевность, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять прозвучавшие слова.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают развивать моторику рук: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому очень важно использовать потешки в качестве пальчиковых игр.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети запоминают и воспроизводят текст после нескольких повторов.

Использовать потешки можно в любой момент бодроствования малыша: будь то игра, подготовка ко сну, прогулка. Например, во время знакомства ребенка с художественной и народной литературой: можно сделать перерыв, изобразив с помощью пальчиков в сопровождении потешки героя литературного произведения «Сорока-белобока». А перед сном лучше использовать потешки, не вызывающие высокого эмоционального подъема:

Этот пальчик хочет спать, (загибаем пальчики по очереди)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите! (погрозить пальцем)
Солнце красное взойдёт, (поглаживание ладоней)
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (разгибаем пальчики)

В играх с потешками можно применять различные приемы массажа. Например, поглаживание, разминание, похлопывание, перетирание, вращение пальцев, круговые повороты кисти, отведение-приведение кисти вправо, влево, поворот руки ладонью вверх - вниз, поочередное разгибание и сгибание пальцев кисти.

Играя с пальчиками, необходимо придерживаться несколько правил:

  • Текст потешек взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • Разучив и закрепив два или три упражнения, постепенно заменять новыми.
  • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).

КонсультацияЭтапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый выполняют одновременно, проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Соблюдение вышеуказанных рекомендаций при регулярном использовании потешек в совместной деятельности взрослого с ребенком как в детском саду, так и в кругу семьи позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий и результативность работы по развитию речи, и гармоничность его общего развития в дошкольный период детства.

Для малыша нет ничего лучше игры, а игры на основе потешек очень увлекательны. К тому же они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком.

С пальчиками играйте, речь ребенка развивайте!

Копилка потешек, рекомендованных для пальчиковых игр.

Консультация«Пять пальцев на руке твоей»
Пять пальцев на руке твоей (растопырить пальцы)
Назвать по имени сумей. (сжимаем кулаки, затем разгибаем по очереди)
Первый палец - боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец - как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.
Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший-любимец.
По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.

«Сорока-белобока»

КонсультацияСорока-белобока кашку варила,
Деток кормила. (водим пальчиком по ладошке круговыми движениями)
Этому дала, (загибаем мизинец)
Этому дала, (загибаем безымянный палец)
Этому дала, (загибаем средний палец)
Этому дала, (загибаем указательный палец)
А этому не дала: (трогаем большой палец)
Ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! («грозим» указательным пальцем одной руки большому пальцу другой руки)

«Динь-динь-бом»

КонсультацияДинь-динь-бом,
Динь-динь-бом («позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. (руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали ("бежим" пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь. (спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

«Шла кукушка»

КонсультацияШла кукушка мимо рынка, («идём» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты)
У неё была корзинка, (ладони соединяются "ковшом " - корзинка)
А корзинка на пол - бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки)
Полетело десять (девять, восемь) мух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами - летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем
стряхивающее движение - дождик.)
КонсультацияПаучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками.)
Паучок ползёт опять, (делаем движения такие же, как и в самом начале.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

«Едут, едут бабка с дедом»

Консультация(Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет)
Едут, едут бабка с дедом! (просуньте мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони) Нет, то скачет конь с соседом. (положите на мизинец безымянный палец - теперь из окошка выглядывают двое)
Нет, то два мешка с овсом. (положите на безымянный средний палец) Нет, то кот дерется с псом. (положите на средний указательный палец)
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать? (просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка")
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать? (то же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами)
Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?

Побежали их встречать! (то же самое, но пальчики выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами. После этого все пальцы убираются и вместе с рукою «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.)