Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время, когда насилие, убийства так часто происходят вокруг нас, правильно воспитывать ребенка-это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада. Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому - вот цель, которая должна стоять перед нами- взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему их миру, что находит отражение в вопросах, в их желании слушать рассказы воспитателя, а также чтение книг о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении игры детей.

Они с удовольствием играют в космонавтов, любят изображать себя летчиками и строителями. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя, кстати, подходит к данному вопросу. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть и не заметить главное. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром. Наша с вами задача - помогать ребенку входить в этот мир. Родина-это город, в котором человек живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревцо под окном, и пение птички-все это Родина. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки и понимают, что все это красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине.

Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети- будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам.

С чего же надо начинать работу по патриотическому воспитанию наших детей? Начинать нужно с самого близкого и дорогого: с воспитания любви к близким, к семье. Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, к своему товарищу, к родному краю. А знает ли Ваш ребенок своих бабушек, дедушек и других родственников – как их зовут, где живут, чем занимаются? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, свое многообразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи житейского опыта детям, способствуют созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка.Знает ли Ваш ребенок номер детского сада? Знает ли Ваш ребенок домашний адрес, свой двор, дорогу к дому? Нужно ли объяснять ребенку, что дом, в котором мы живем, наш подъезд, наш двор-это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли Вы во дворе своего дома вместе с ребенком цветы, кусты, деревья? Надо ли это для воспитания Вашего ребенка?.

В детском саду мы знакомим детей с глобусом и картой. Проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, выводим детей за пределы детского сада и знакомим с микрорайоном. Но этого мало для ознакомления с родным городом. Здесь нужна Ваша помощь. Просим Вас, гуляя по улицам города, обращать внимание на красоту окружающей природы. Знакомя детей с родным городом, рассказывайте им и о других странах и государствах. Развивайте у детей познавательный интерес.

Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?». На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует дорожить детским «зачем», «почему» и «отчего». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления.

При первой же возможности, в любое время года, лишь бы погода была сносна, отправляйтесь в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных, как стрелами, лучами солнца.

Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаитесь. Может быть, Вам посчастливиться увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудет пытливость, добрые чувства к природе.
Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту леса, полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты.