МБДОУ "Детский сад №47 "Лучик"

Авторизация

Влияние речевой среды на развитие ребенкаИногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха - это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Нередко серьёзное речевое нарушение связано с недостаточностью нервной системы, зрения, слуха и т.п. в этих случаях помимо логопеда ребёнку нужна консультация невролога, который может назначить препараты, улучшающие работу головного мозга, дать толчок для развития ребёнка. Но родители зачастую игнорируют направление логопеда к неврологу, боятся медикоментозного лечения, путают препараты ноотропы и психотропы, которые действуют на психику. А такие препараты могут помочь ребёнку быстрее справиться с трудностями.
Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу после рождения - с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию.

Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков.

Заниматься с ребёнком надо в тишине, чтобы он не отвлекался на посторонние звуки, которые мешают ему сосредоточиться и быть внимательным, ведь оно пока ещё не достаточно сформировано.
Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное - его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать - читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку.
Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.

Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на шахматы, фигурное катание, а ещё на английский язык.

Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, - тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий).

У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много - это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.

Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами, разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.

Мы - взрослые, развиваемся вместе с нашими детьми, мы в поиске решений. И от того, какое решение мы примем - зависит будущее наших детей.