Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Творческий отчет и обобщение опыта музыкального руководителя Чистяковой Елены Вячеславовны на педагогическом совете "Эстетическое воспитание детей средствами музыкального фольклора"

Творческий отчет и обобщение опыта музыкального руководителя Чистяковой Елены Вячеславовны на педагогическом совете "Эстетическое воспитание детей средствами музыкального фольклора"

Цель моей работы: как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской культуре и традициям; сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа. Фольклор пронизан любовью к Родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни, или того, кого бы ни захватила веселая русская пляска.


В нас это заложено генетически – и колыбельные про серого волчка, и потешки «Ехали-ехали». Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «русский народ».
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Народное творчество в репертуаре детских садов представлено достаточно широко. Это попевки, народные песни, сюжетные и подвижные игры, пляски, хороводы. Народный репертуар не только расширяет музыкальный кругозор и обогащает музыкально-интонационный опыт детей, но и приобщает к истокам национальной культуры.

Цель: формирование эстетической культуры дошкольников, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора.

Задачи :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, используя средства и опыт народной педагогики;
2. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры;
3. Формировать целостное восприятие народной культуры.

Природа, быт, нашли широкое отражение в музыке народной, это было важно тем, чтобы сохранить национальные традиции. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа с образцами народного музыкального творчества.
В своей работе с детьми большую роль уделяю знакомству их с народным фольклором, в доступной форме объясняю, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, но они не успели их записывать и так передавалось из поколение в поколение, кто их сочинял –неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.
Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому важно использование народной музыки с самого раннего возраста в начале с колыбельных песен, потешек в исполнении матери. Чтобы весь переменный и игровой материал по настоящему вошёл в жизнь детей, надо постепенно знакомить детей с народной музыкой не только на занятиях, но и во время развлечений и утренников.
Произведения русского музыкального творчества разнообразны, просты, образны, мелодичны – поэтому дети их быстро усваивают. Например, к детям в средней группе приходила бабушка – загадушка, она загадывала детям загадки, а отгадки детей были музыкальные, все дети танцевали с ложками под русскую народную музыку «Коробейники», плясали парный танец под русскую музыку, участвовали в инсценировке сказки «Репка», где звучала народная плясовая музыка «Из-под дуба», девочки исполняли частушки под русскую народную музыку.
Подбирая репертуар для исполнения, для ин¬сценирования, останавливаю свой выбор на пес¬нях, доступных детям по содержанию, интерес¬ных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Боль¬шой интерес ребята проявляют к тем песням, ко¬торые можно инсценировать: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот». Детям старшего возраста полюбилась песня «Где был, Иванушка?». При первом знакомстве с текстом песни детям объясняются смысл слов: яр¬марка, сенички, горенка. Эта песня, как и многие русские народные песни, радует своим весельем, жизнерадостным характером. Работая над песней, обращаю внимание детей на манеру исполнения роли Иванушки. Говорю: Иванушка удалец, добрый, весёлый, держится гордо с достоинством. Девочки сопровождали своё пение игрой на ложках. Такое ритмичное сопровождение тесно связано с образом песни, поэтому дети выполняют его легко. Эта песня прочно вошла в быт детей, их увлекло и её содержание, и яркое интересное оформление. Очень любят инсценировать песню «Как на тоненький ледок». Каждый раз смеются над тем, как падает Ваня.
На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков мы разучиваем с ними русские пляски. С помощью бесед, выразительного показа, яр¬кой музыки, использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, стараюсь вызвать у детей интерес к русской пляске и же-лание участвовать в ней.
Также пред¬лагаю детям на музыкальных занятиях и вече¬рах развлечения отдельные элементы русских костюмов (платочки, косынки, кокошни¬ки, ленточки, фартуки и т. д.). Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, происходит приобщение детей к русскому народному искусству, воспитывается национальная гордость.
Рассматриваем иллюстрации к рус¬ским народным сказкам, цветные фотографии, на которых изображены танцоры и певцы в русских костюмах. Расска¬зываем детям, как издавна русский народ любил украшать свою одежду искусными вышивками, аппликацией, тесьмой.
Детям очень нравится исполнять русские народные песни («Как под горкой», «Во саду ли в огороде», «Во поле берёза стояла» и другие) в оркестре. Созданные на основе русских народных песен хороводные игры разнообразны как по характеру, так и по содержанию они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка. Хороводы, то спокойно величавые, то затейливые и весёлые, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию, пришли к детям из взрослых форм. Сколько добрых ощущений испытывает ребёнок в хороводе «Ходит Ваня». Ведь надо найти дружочка, открыто выразить расположение к кому-то из товарищей. А воспитание дружбы в коллективе, который начинает только создаваться, это уже зачатки нравственного воспитания.
Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя. Даже самые неловкие девочки на глазах преображаются под звуки напевной русской мелодии, для более образного исполнения хороводных действий важно использовать костюмы персонажей. Систематическое использование хороводных игр создаёт предпосылки для творческой инициативы самих ребят, дети эти игры используют в игре и дома, в гостях с друзьями. Касаясь детских игр, хочется сказать, что они тоже пришли к детям из народа. Часть детей связана с культом и обрядами взрослых, часть с бытом и обиходом детей. Очень хорошо проходят игры в старших группах, когда на роль ведущего выбирают считалками, например:
Шёл баран по крутым горам
Вырвал травку, положил на лавку
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт.
Или: Катилось яблочко
Мимо сада
Мимо огорода
Мимо частокола
Кто его поднимет
То вон выйдет.
Эти считалки тоже являются образцом народного фольклора.
Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки дети любят и с желанием играют в любое время. Это «Каравай», «Кошки-мышки», «Кто у нас хороший», «Теремок».
При разучивании народных плясок, нужно ставить задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью, сначала учу выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Очень помогают в разучивании движений народный фольклор как подговорочки, например, в движении «Гармошечка» следует сопровождать его подговорочкой:
Ты играй моя гармошка
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси.
Движение ног «гармошечки» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.
Можно привести ещё примеры подговорок для разучивания других элементов народного танца, например, ковырялочка, дробь:
Каблучками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя
Замечательная.
Или полуприсядка, присядка:
Сяду, встану, сяду, встану
И как мячик, подскочу,
Приседать я не устану
Я танцором стать хочу.
«Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни», – говорил М.Горький. И во многом эти знания даёт народный фольклор.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: постановка музыкально- игрового спектакля «Репка» «Приход колядовщиков» на праздник Рождество либо тематический концерт, связанный с изучаемой текущей темой. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.
Задачи праздника:
• Создать зону психологического комфорта.
• Развить творческие способности детей.
• Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
• Приобщить к народным традициям.
Традицией в нашем детском саду стало празднование таких праздников как Святки, Масленица. Разработаны планы работы с детьми, родителями и воспитателями. Фольклорный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все.
В процессе обучения использую следующие формы работы:
• практические тематические занятия;
• беседы;
• фольклорные праздники;
• отчетные концерты;
• спектакли фольклорного театра (постановки сказок);
В ходе работы используются:
• наглядные пособия;
• традиционные предметы домашнего обихода;
• национальные костюмы;
• музыкальные инструменты;
• ТСО.
Заключение.
Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, стараюсь привлекать наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Теоретическое изучение жанра детского музыкального фольклора, выявило самобытность и оригинальность этого жанра.
Аналогично традиционным детским сказкам они содержат мораль, которая заключается в том, что добро побеждает зло, хитрый и жадный никогда не будет счастливым, если ты помогаешь людям – добро вернется к тебе сторицей и т.д.

Чистякова Елена Вячеславовна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 47 "Лучик" г. Тамбова.