Вы здесь: Главная / Методическая копилка / Страница музыкального руководителя / Консультация для родителей, воспитателей «А вы поете своему ребенку колыбельные песни?»
Из опыта работы музыкального руководителя
МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик»
Радзецкой Светланы Ивановны.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции. Искусство народа, берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную песню у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии. Первые музыкальные впечатления человека. Привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок постепенно начинает различать отдельные слова, что помогает ему понимать содержание песен, овладевать речью. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений – они учат добру. Но наиболее действенное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.
Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать ласково обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослыми, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.
Название колыбельной песни произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка поскорее уснуть.
Народные колыбельные песни существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Со временем на основе народных возникли авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты народно песни этого жанра.
Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный темп, негромкое звучание ( мягкая динамика), размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (чаще всего не более октавы, иногда несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Жанру колыбельных свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодические вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Иногда мать напевает без слов или на слова «баю-бай», импровизируя мелодию на ходу.
В содержании песен отражается уклад жизни: тревога о ребенке, каждодневные заботы о нем. Вместе с тем часто наблюдается стремление показать ребенку светлую сторону жизни, отсюда пожелания счастья, благополучия, богатства, удачи:
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить.
Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов
Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ленечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Громко песенку поет.
Ласковый тон колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:
Ай – люли, люли, люли,
Прилетели к Ване гули.
Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:
Ворота-то скрип, скрип,
А Коленька спит, спит.
Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли-люли-люленьки», « баю-баю-баеньки» и т д ,напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействует на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый, как и в потешках, эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной. И утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например:
Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная, рыбка золотая.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация ( напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Колыбельные песни необходимо использовать не только в семейном воспитании, но и в педагогическом процессе детского сада. Колыбельные песни оказывают определенное терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Не одно поколение детей выросло без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безвозвратно что-то теряем. Колыбельные – целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную, эстетическую функции.
Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос матери, ребенок пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных малыш черпает первые познания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.
Воспитательная функция песен в том, что ребенок воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах – любви, доброте, честности.
Через колыбельные ребенок с первых дней своей жизни приобщается к прекрасному: народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются у него на всю жизнь.
«В песенках,- справедливо замечает Л.Н.Павлова, - отражена, сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание.... Ожидание добра, добра, и только добра».
Консультацию подготовила музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» Радзецкая Светлана Ивановн